Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня, в этот день Вознесения, Господь совершил последние действия Своего земного служения. Его Вознесению свидетелями были Его ближайшие ученики. А в Иерусалиме, на горе, паломникам показывают камень, на котором отпечаталась стопа Спасителя во время Его Вознесения. И этим самым, Своим последним действием на земле, Христос показал всем Своим ученикам путь, по которому должны следовать те, кто поверил Ему. И этот путь – небо. Конечно же, это образ, но образ, который заставляет нас задуматься о нашей с вами сегодняшней жизни, о том, что является самым главным для нас в этой самой жизни. По сути, задуматься над тем, где же наше настоящее отечество.
Апостол Павел пишет: «Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр.13:14). И в другом месте, в послании к филиппийцам: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20). Вот так говорит апостол Павел о том, где место жизни христианина, куда же должны быть устремлены все его чаяния. И в первые века христианства действительно было так. Один из отцов Церкви, святой Иустин Философ, мученик, который жил во II веке, пишет: «Христиане в своем отечестве, но как пришельцы. Имеют участие во всем как граждане, и всё терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна – есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. Находятся на земле, но суть граждане небесные». И действительно, если здесь мы только гости, если нас позвали в этот прекрасный мир на время, то это значит только одно, – что если мы находимся в гостях, у нас не должно быть никаких врагов, не должно быть делений на людей хороших и плохих, на черных и белых, даже на то, во что верит человек – это и то является вторичным, по отношению к тому, что каждое создание носит образ Божий на себе.
Но не только в давние времена учили так святые отцы. Совсем недавно от нас живший Тихон Задонский пишет: «Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например московский житель – москвич, новгородский житель – новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в небесном Отечестве, «которого Художник и Строитель Бог» (Евр.11:10). И называются гражданами этого города. Город сей – Иерусалим небесный… …Кто с верой, с надеждой и усердием ищет вечных благ, тот не обманывается, а получает их, так как «верен Обещавший» (Евр.10:23). Трудись и ты и сей ныне, сей с верой и надеждой. Не бойся: семя не погибнет. В руки нищих даешь, но в руках Христовых даваемое обретается, и с великим прибытком к тебе возвратится. Положи в своем уме, и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой – на небесах. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19–20). Не опасайся, там сокровенное сокровище всё цело будет, и в последний день перед всем светом произнесется, и объявится, и отдастся тебе, и будет неотлучно с тобой во веки веков».
По большому счету, самые наши главные враги в этом мире – это наши с вами страсти, которые находятся внутри нас. Возьмем хотя бы одну из них страсть – это гордость. Только из-за этой страсти у нас появляются внешние враги. Если бы у нас не было этого греха в нашем сердце, то и все люди остальные казались бы нам хорошими, добрыми. Те люди, над которыми тоже промысл Божий обретается, и при отсутствии гордости – каждый человек это действительно наш брат и сестра. Поэтому всё наше внимание нужно обратить вот на этих врагов, наших внутренних – наши страсти, чтобы они не помешали нам стать гражданами небесного Отечества, куда нас ведет Господь, Который сегодня нам показал образ и нашего восхождения на небо. Аминь.
С праздником вас!